Шарошечные долота
Конструкция шарошечных долот
Шарошечные долота могут иметь различное число шарошек, обычно до 6, причем каждая шарошка может быть одно-, двух- и трехконусной со смещением и без смещения оси вращения относительно долота.
Различают конструкции долот на секционные и корпусные. В том или ином виде они выполняются в зависимости от диаметра. Для большого диаметра бурения используются долота корпусные, цельнолитые, а для скважин небольшого диаметра используются секционные долота, которые сварены из двух или трех секций.
Кроме того, соединительная резьба у секционных долот наружная конусная (нипель), а у корпусных внутренняя конусная (муфта).
Конструкция корпусного долота

1 – литой корпус; 2 – муфтовая присоединительная резьба; 3 – сварной шов; 4 –вставные лапы; 5 – цапфа; 6, 7, 8 – подшипники; 9 – шарошка; 10 – центральное промывочное отверстие.
Обозначение шарошечных долот
На примере долота с маркировкой III 244,5 С-ЦВ, разберем что означают цифры и буквы.
- Римские цифры – обозначают число шарошек;
- Арабские цифры – диаметр;
- Буквы по порядку:
- Тип долота;
- Конструкции промывочных или продувочных каналов;
- Тип опоры.
Число шарошек
Чаще всего используют трехшарошечные буровые долота, гораздо реже одно-, двухшарошечные. Многошарошечные долота применяются при реактивно-турбинном бурении.

Диаметры шарошечных долот
Согласно ГОСТ 20692-2003 серийно выпускаются долота следующих размеров:
Диаметр долота | Обозначение присоединительной резьбы |
76,0 | 3-42 |
93,0 | 3-50 |
95,3 | |
98,4 | 3-63,5; 3-66 |
114,3 | |
117,5 | |
120,6 | 3-76 |
127,0 | |
130,2 | |
132,0 | 3-76; 3-88 |
139,7 | |
146,0 | |
151,0 | |
161,0 | 3-63,5; 3-88 |
165,1 | |
171,4 | |
187,3 | |
190,5 | |
200,0 | |
212,7 | 3-117 |
215,9 | |
222,3 | |
238,1 | |
241,3 | |
244,5 | |
250,8 | |
269,9 | |
295,3 | 3-121; 3-152 |
304,8 | |
311,1 | |
320,0 | |
349,2 | |
365,1 | |
368,3 | |
371,5 | 3-152; 3-171; 3-177 |
374,6 | |
393,7 | |
444,5 | |
469,9 | |
473,1 | |
490,0 | 3-171; 3-177; 3-201 |
508,0 |
Типы исполнения долот и области применения
Тип | Область применения | Исполнение |
М | Бурение мягких пород (f < 4–5) | С фрезерованными зубками |
MЗ | Мягкие абразивные (f < 4–5) | Со вставными зубками |
МС | Бурение мягких пород с пропластками пород средней твердости | С фрезерованными зубками |
МС3 | Бурение мягких абразивных пород с пропластками пород средней твердости | Комбинация с фрезерованными и вставными зубками |
С | Средней твердости (f = 5–6) | С фрезерованными зубьями |
СЗ | Бурение абразивных пород средней твердости | Со вставными зубками |
СТ | Бурение пород средней твердости с пропластками твердых пород (f = 5–8) | С фрезерованными зубьями |
Т | Твердые малообразивные (f = 6–10) | С фрезерованными зубьями |
ТЗ | Твердые вязкие абразивные (f = 8–14) | Со вставными зубками |
ТК | Бурение твердых пород с пропластками крепких пород (f = 8–10) | Комбинация с фрезерованными и вставными зубками |
ТКЗ | Бурение твердых абразивных пород с пропластками крепких пород | Со вставными зубками |
К | Бурение крепких пород (f = 12–14) | Со вставными зубками |
ОК | Бурение очень крепких пород (f > 12–14) | Со вставными зубками |
Вооружение шарошечных долот

Конструкция каналов
- Ц – Центральная промывка;
- Г – Боковая гидромониторная промывка;
- ЦГ — Комбинированная промывка;
- П – Центральная продувка;
- ПГ – Боковая продувка.
Тип опоры
- В — Подшипники с телами качения и одним (или более) упорным подшипником скольжения или без упорных подшипников скольжения
- ВУ — Подшипники с телами качения и одним (или более) упорным подшипником скольжения и герметизация опоры
- Н – На одном подшипнике радиального скольжения, остальные подшипники с телами качения
- НУ – На одном подшипнике радиального скольжения, остальные — подшипники с телами качения. С герметизацией маслонаполненной опоры;
- А – На двух и более подшипниках скольжения;
- АУ – На двух и более подшипниках скольжения с герметизированными маслонаполненными опорами.

Таким образом прочесть маркировку III 244,5 С-ЦВ, можно как – трехшарошечное долото, диаметром 244,5 с фрезерованными зубьями для бурения пород средней твердости, с центральной промывкой, на подшипниках с телами качения.